Афасса Дзугкоева – «Вечная мама»

О таких актерах говорят: «Им сообщат, что дом горит, а они не уйдут из театра, не доведя дело до конца». Она прожила трудную, но яркую жизнь актрисы…

О таких актерах говорят: «Им сообщат, что дом горит, а они не уйдут из театра, не доведя дело до конца». Она прожила трудную, но яркую жизнь актрисы и осетинской женщины. Она была из плеяды основоположников национального сценического искусства, ее имя золотыми буквами выведено в истории театра, который стоит на пороге своего 80-летия.

«Вечная осетинская мать» на сцене и в жизни. Может, это потому, что Афасса Дзугкоева не была избалована материнским вниманием, любовью и нежностью. Они жили тогда в селении Ход Садонского района. Ей было три года, когда у девочки не стало отца Сабаза. А через год мать вышла замуж и маленькая Афасса с сестрой Зоей остались на попечении дяди по отцу, но и он через два года умер, и семья из высокогорного села перебралась на равнину, в селение Црау Алагирского района.

На пожелтевшем от времени листе – аккуратно выведенные Афассой строки автобиографии: «Здесь меня отдали в начальную школу. Но благодаря домашним условиям и нехотению учиться тетя оторвала меня от школы. Мой дядя по матери Чермен Икаев взял к себе в Садон, где частным образом я занималась по всем предметам начальной школы».

А потом был рабфак и 1931 год, который перевернул всю жизнь молодой девушки. Впрочем, он стал судьбоносным не только для юной Афассы. Дело в том, что в тот год из Москвы во Владикавказ приехала театральная комиссия, которая набирала молодежь в первую осетинскую студию при ГИТИСе. Им суждено было стать основоположниками Осетинского драматического театра: С. Таутиев, С. Икаева, Б. Борукаев, П. Цирихова, В. Гусиев, М. Цаликов, В. Баллаев, А. Дзукаева, И. Кокаева, В. Макиева, В. Комаева. И здесь же судьба свела Афассу с Гришем – будущим народным поэтом Осетии. А спустя два года они поженились. Строки из автобиографии: «В 1933 году вышла замуж, из-за чего пришлось оставить учебу на один год. В 1935 году, после окончания техникума, приехала в Дзауджикау (Орджоникидзе)». Вместе с Гришем и совсем еще молодыми однокурсниками они начали работать в Осетинском театре. Гриш достаточно долго заведовал литературным отделом, Афасса была актрисой театра.

Сухие строки документа в деле всеми любимой «вечной мамы», а сколько за ними прожитых человеческих судеб, радости, слез, душевных мук и творческих исканий. Более ста ролей, и каждая из них – частица души актера.

Первой ролью Афассы была роль Ольги в спектакле «Платон Кречет» по пьесе Корнейчука – первый спектакль в сценической летописи Осетинского театра. Пьеса о простых человеческих чувствах, красоте любви, дружбе, неповторимости личного счастья. Зритель полюбил национальный театр, ведь спектакли были близки по духу, времени, мышлению и жизненным ценностям. Это был успех, в котором Афассе предстояло почивать на лаврах.

Героико-романтический тон Осетинскому театру задали спектакли, в которых блестяще играли мэтры осетинской сцены. Афасса Дзугкоева была острохарактерной актрисой. В фонде ГТРК «Алания» сохранились отрывки из спектаклей «æфхæрдты Хæсанæ», где она сыграла роль Гошама, и «Пæсæйы фæндон» по пьесе Давида Туаева в роли Нана. В спектакле «Хазби» Ельбыздыко Бритаева ей суждено было сыграть роль национального героя Хазби. Они-то и стали коронными ролями Афассы Дзугкоевой.

Много разнообразных ролей сыграла Афасса, в том числе Поли – «Друзья» Хачирова, Магдана – «Из искры» Дадиани, няни – «Грушенька» Штек, нана – «Таймураз» Кайтова, Косер – «Мать сирот» Туаева, Мария – «Любовь Яровая» Тренева, Дзго – «Женихи» Токаева, Анна Кеннеди – «Мария Стюарт» Шиллера. Где и кого бы она ни играла, ее всегда отличали большая мягкость и теплота. Ее искусство было глубоко реалистично.

Каждая из ее ролей прежде всего любящая мать, отдающая всю свою жизнь воспитанию в детях высоких человеческих качеств. Она и в жизни была идеальной матерью, не просто женой, а другом, помощником и поддержкой своего мужа – народного поэта Осетии Гриша Плиева. Их дом был всегда полон гостей. Откуда только не приезжали к ним. Хлебосольная Афасса с улыбкой встречала всех, в этом доме всегда царили чистота, порядок и уют. В Осетии не принято предупреждать о своем визите, потому Афасса, несмотря на свою занятость, всегда была готова к приходу гостей. «Мне не приходилось ставить спектакли с участием Афассы Дзугкоевой», – говорит заслуженный деятель культуры, лауреат премии Коста, театральный режиссер Роза Бекоева. – Но я часто бывала у них дома. Приезжали из российских городов, Южной Осетии, и Гриш читал нам свою новую пьесу. Приходили друзья их младшего сына Алана, которые вместе с ним, будучи студентами ГМИ, создали хор. Кстати, это Алану передалось от отца, ведь Гриш в свое время работал в хоре ансамбля танца «Алан». Такие встречи часто заканчивались литературно-музыкальными вечерами».

Афасса Дзугкоева подарила не только фамилии Плиевых, но и всей Осетии значимых для общества личностей: кино- и телережиссера Леву Плиева, доктора философских наук Алана Плиева, театрального критика Мадину Плиеву. Во Владикавказе по улице с символичным названием Красивая состоялась творческая семья, заслуживающая подражания, с ее главной «вечной осетинской мамой».

 

Народная артистка Осетии Афасса Сабазовна Дзугкоева была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой  Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть».

Поделиться новостью